Promo
Главная > Публикации > История адвокатуры России > ЯБЕДНИЧЕСТВО КАК ФОРМА СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ПРАВОЗАСТУПНИЧЕСТВА

ЯБЕДНИЧЕСТВО КАК ФОРМА СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ПРАВОЗАСТУПНИЧЕСТВА

Наша изящная литература не раз изображала типы дореформенных ходатаев.

С ними мы хорошо знакомы по искрометным характеристикам, данным классиками нашей литературы – это и отставной асессор Праволов Капниста В.В., и некий чиновник Шабашкин Пушкина А.С. («Дубровский»), и некий юрисконсульт, к которому обратился Чичиков  Гоголя Н.В. («Мертвые души»), коллежский регистратор Петр Дормидонтович Могильцев Салтыкова- Щедрина М.Е. («Пошехонская сторона»). «Самый русский из русских»* Ф.М.Достоевский не принимал адвокатуру как профессию.

Художественно-литературные образы, публицистика, нравственное осуждение, языковые формы  и, наконец, законодательство формировали общую негативную оценку деятельности недобросовестных, или очень ловких, или напротив, знающих представителей этой профессии. 

В общем и целом, институт поверенных, не только «вольных», но и всех остальных, оставил после себя печальную память. О том, что правители и законодатели всегда косо смотрели на их деятельность, уже говорилось выше. С легкой руки Петра Великого, название "ябедников" удерживалось за ними в течение длительного времени, иногда проскальзывает и сейчас. Что же представляло и представляет это явление?

 Говорить об истории адвокатуры и не сказать хоть несколько слов о знаменитом  институте ябедничества невозможно, «…без преувеличения можно сказать, что история нашей древней адвокатуры - в сущности история ябедничества».**

Впервые слово «ябетник» мы встречаем в Русской правде.***  Ябетником называют лицо занимающее судебную должность довотчика, следователя, обвинителя, судьи, являющегося членом княжеского административно-судейского аппарата, княжеским приказчиком, тиуном. Впоследствие ябедником стали называть истца, добивающегося неправды при помощи судебных хитростей, «вчинание заведомо неправильных исков». Позже оно трансформировалось в «клеветник»,  «крючкотворец», «сутяжник». В середине 18 века ябедой называли прошение, поданное в суд или в другие правительственные учреждения; само судебное дело, судебный процесс. В настоящий момент это слово приобрело значение «доноса», «фискальства», «стукачества». Как видим семантические поля этого слова пересекаются, но не тождествены. Ябеда имеет непосредственное отношение к правовой сфере, к ведению судебных тяжб.

«Зло ябеды» впервые появилось «с судебными неустройствами» и нанесло «решительный удар слабым начаткам судебного представительства».****

С.Н.Гаврилов так определяет профессиональных ябедников: «ходатайство по чужим  делам  (в том числе профессиональный)  носило  массовый  характер.  Им

 
____________________________________

*(Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. Душа России. - м., 1918. с. 4)

**(Васьковский Организация адвокатуры. Т.1, Очерк всеобщей истории. 1893)

***(Статья 1. Русская Правда. Краткая редакция. Академический список)

****(Фойницкий И.Я. Защита в уголовном процессе как служение общественное: Речь. Журнал гражданского и уголовного права.- 1885.- кн. 4.- с. 7-8)

                                                                                                                                                                                                

занимались различные категории. И неудивительно, что в среде столь многочисленных ходатаев были и те, кто сделал  ябеднические извороты своим основным средством в достижении цели – материальной наживы».* Суть ябедничества - «стремление добиться неправого при помощи судебной процедуры», «вчинания заведомо неправильных исков», «недобросовестных поступков», «заведение неправых тяжб».

В своем большинстве ябедниками были отставные и действующие мелкие чиновники, дворяне, мещане, купцы и прочие, перечисленные мной уже ранее в разделе «Институт «вольных» поверенных». Роль здесь играло наличие определенного уровня образования, позволяющего выступать в качестве знатока юриспруденции. Но и он не был определяющим, т.к. многие лица «даже не знающие российской грамоты» «принимают на себя хождение по делам»; и при таких «способностях своих причиняют причиняют доверителям своим, вместо пользы вред».**

Гаврилов С.Н., изучивший глубже других авторов проблему ябедничества дал им такое определение: «ябедники» - это действиующие или отставные чиновники, характеризующиеся «как вздорные и неблагонадежные личности, ведущие нетрезвый образ жизни. В основном недобросовестные и непрофессиональные».***

Но главным критерием отграничения ябедников от прочих профессионнальных ходатаев является не его профессиональный уровень, социальный статус, образованность и другие формальные признаки, а субъективные факторы, связанные с личностью ходатая - «честность», «порядочность», следование правде «по совести».

«Ни одна профессия не представляет для нравственности занимающихся ею лиц таких соблазнов, как адвокатура... В прочих профессиях политика честности — самая выгодная политика... Но адвокат, приобретший репутацию искусного кляузника, пускающий в ход все средства, чтобы доставить победу своему клиенту, не только не останется без практики, а напротив, привлечет многочисленную клиентуру... Поэтому адвокату выгодно быть нечестным».****

Ябедничество было широко растространеным явлением.

Общество негативно относилось к этому явлению, а государство пыталось с ними бороться, впрочем безуспешно, о чем свидетельствует многочисленность законов, направленных против ябедников, строгость положенных в них наказаний. Так, по Уложению 1649 года ябедники подвергались телесному наказанию и тюремному заключению,***** а после троекратного осуждения лишались права ходатайствовать по чужим делам.******  Позднейший указ грозил ябедникам лишением чести и отнятием всего имения.*******  В Полном Собрании законов упоминаются даже фамилии некоторых ходатаев по делам, уличенных в ябедничестве (отставной прапорщик князь

 
__________________________________________________________

*(Гаврилов С.Н. Профессиональное ябедничество  в России до судебной реформы 1864г. как правовой и социокультурный феномен. Монография. Издательство ЧГПИ. Череповец. 2002, с.41).

**(Белоусов И.А. Губернский секретарь. Проект  об учрежеднии звания адвоката. РГИА. Ф. 1405. Оп. 44. д. 4892. л.5-5, об. Цитата дана по: Гаврилов С.Н. Профессиональное ябедничество  в России до судебной реформы 1864г. как правовой и социокультурный феномен. Монография. Издательство ЧГПИ. Череповец. 2002, с. 77)

 ***(Гаврилов С.Н. Профессиональное ябедничество  в России до судебной реформы 1864г. как правовой и социокультурный феномен. Монография. Издательство ЧГПИ. Череповец. 2002, с.63)

****(Васьковский Е.В. Основные вопросы адвокатской этики. - Спб., 1895. - с. 1, 2-3)

*****(Уложение 1649, ПСЗ, т. X, ст. 186)

******(Уложение 1649, ПСЗ. т.X,  ст. 188)

*******(ПС3, т. IV, № 2330)
 

Никита Андреевич Хованский,*отставной подпоручик Кригеру,** приведен целый список "живущих праздно в городе Казани без должностей чиновников и другого звания людей, снискивающих пропитание от писания разным людям просьб" и за ябедничество лишенных права заниматься этим делом.*** Многие были осуждены и сосланы на поселение в отдаленные территории необъятной Империи и лишены всех прав состояния (Афанасий Караулов, Василий Яблоновский, Василий Власов, Яков Данилов, Гарила Горнов, Федор Полозов, Егор Петрович. Михаил Жмакин, Федор Гулин, Аполлон Меньшиков.****

Однако, исходя из юридической сущности ябедничества и того, что в «ябеднических изворотах»  мог быть обвинен тот, кто использовал в интересах представляемого сложности и недостатки судебной процедуры, к ябедникам мог быть причислен любой. Любое использование недостатков судебной системы и ее особенностей зачастую рассматривалось как проявление ябедничества. Любая попытка защитить свои права на законном основании воспринималась чуть ли не за личное оскорбление или посягательство на права обжалуемого и как ябеда.*****

Множество негативных проявлений в деятельности профессиональных ходатаев не означает, что все они состояли из недобросовестных лиц, и любой профессиональный ходатай являлся ябедником.

Ябедники наглядно демонстрировали государству и обществу множество тех недостатков судебной системы, которые необходимо было срочно устранять, чем катализировали процессы совершенствования законодательства и необходимость подготовки судебных реформ, «содействовали тому, что суд реагировал не только на призывы адвокатов к справедливости и человеколюбию, и милости..., но и опускался на «реальную почву права».****** Тем самым профессиональное ябедничество, являясь «социокультурным феноменом» на протяжении веков оказывало заметное влияние на право, правосознание и правовую культуру. «Волей-неволей оно становилось средствомизмерения  уровня правовой культуры. По характеру отношения общества к ябедничеству можно судить не только об отношении его (общества) к праву, судебной процедуре, но и отношению к правам личности вообще, а также судить об иерархии общественных ценностей россиян в тот или иной период».*******

 
 
 
 
 
____________________________________________
*(ПС3. I,т.12, № 9989)
**(ПС3. I, т. 20, № 14567)

***(ПС3, 1, Т. XXIX, № 22076).

****(список фамилий приведен по: Гаврилов С.Н. Профессиональное ябедничество  в России до судебной реформы 1864г. как правовой и социокультурный феномен. Монография. Издательство ЧГПИ. Череповец. 2002, с. 43-58).

*****(Кузьмин-Караваев В.Д. Земство и деревня (1898-1903). Статьи, рефераты, доклады и речи. - Спб., 1904. - с. 357)

******(Гаврилов С.Н. Профессиональное ябедничество  в России до судебной реформы 1864г. как правовой и социокультурный феномен. Монография. Издательство ЧГПИ. Череповец. 2002, с. 100)

*******(там же)